Шведская церковь святой Екатерины

адрес
Малая Конюшенная ул. 1
АрхитекторФельтен Ю. М.; Андерсон К. К.
годы постройки1767-1769; 1863-1865
Шведская церковь
Шведская лютеранская церковь

Участок, где расположена Шведская церковь святой Екатерины, с 1733 года принадлежал шведско-финской общине. Финляндия в то время входила в состав Швеции, поэтому и петербургская община включала в себя представителей обеих наций. Выделению участка поспособствовала императрица Анна Иоанновна, которая дала на строительство храма 500 рублей и издала указ:

"По указу Ея императорского величества за подписанием собственныя Ея императорского величества руки на челобитной шведской и финской наций церковных прихожан велено под устроение их шведской церкви отвесть место на Адмиралтейском острову позади построенной вновь немецкой церкви. Того ради чрез сие Полицмейстерской канцелярии сообщается, чтоб об отводе одного места учинено было, как оной Ея императорского величества указ повелевает" [Цит. по: 2, с. 58].

Первый небольшой деревянный храм здесь был построен уже в 1734 году. Он стал носить имя Святой Анны, очевидно, в честь Анны Иоанновны. Первым главой этой церкви стал Густав Леванус. Пастор ввёл церковно-приходские книги, создал орган управления церковью. По его инициативе финские и шведские богослужения стали проводиться попеременно до и после полудня. Между финнами и шведами часто возникали разногласия, которые постепенно усугублялись. Известен случай, когда на подаренной церкви люстре написали: "Эту люстру Андреас Дейкман подарил шведскому приходу, но не финскому. Год 1744, 1 октября" [Цит. по: 2, с. 59].

Раскол общины произошёл в 1745 году, когда пастором церкви был Исаак Хоуберг. Шведы и финны поделили между собой территорию, разделив её стеной. Первым досталась сторона участка вдоль Малой Конюшенной улицы, которая тогда называлась Большой Рождественской. За вторыми остался старый деревянный храм со стороны Большой Конюшенной улицы. Первое время в стене существовала калитка, но в 1810 году её заделали.

Первоначально у шведов не было своего храма. Богослужения они проводили в одном из частных домов. Решение о строительстве новой шведской церкви было принято лишь в 1767 году. Для этого с помощью благотворительных взносов удалось собрать 7 000 рублей. Торжественная закладка храма произошла 17 мая 1767 года.

Для подхода к шведской церкви был проложен переулок, названный Шведским. На него выходил главный фасад храма. Церковное здание строилось до 1769 года по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. В день воскресения Христова его освятили во имя святой Екатерины. Шведская церковь стала первым культовым сооружением этого зодчего.

Интерьер шведской церкви святой Екатерины украсили картины "Распятие" и "Тайная вечеря". Из наиболее ценных находящихся здесь предметов известно о серебряной купели, созданной шведским ювелиром Нильсоном Берквистом-старшим.

Для служителей церкви в 1771 году было построено здание на углу переулка и Большой Рождественской улицы, в 1792-1793 и 1821 годах - ещё два здания.

С 1801 по 1825 год пастором этого храма был Карл Таваст. Именно при нём здесь в 1824 году открыли церковную школу. Тавас весьма успешно вёл финансовые дела прихода, который в период его руководства сумел расплатиться по кредиту. Следующим пастором стал Эрик Густав Эрстрем, который был ещё и филологом, автором учебников по русскому языку. Эрстрем руководил приходом 10 лет. В 1847 году здесь открылся детский приют, в 1860-м - богадельня.

Приход шведской церкви постепенно разрастался. Её посещали рабочие завода Нобеля, служащие Финляндской железной дороги, персонал шведского посольства. Вместе с тем, храм вмещал в себя лишь 300 человек. Поэтому в 1863 году было решено возвести новое здание, отвечающее требованиям кафедрального собора. Разрешение на строительство новой церкви и займа в 150 000 рублей серебром сроком на 37 лет у российского правительства добился граф Александр Армфельт.

Закладка храма состоялась 28 июля 1863 года, а освящение - 28 ноября 1865. Строительство обошлось в 100 000 рублей, часть денег пожертвовал граф Армфельт, 5 000 рублей передал император Александр II. Исходя из этих сумм, непонятно почему для строительства брался кредит в размере именно 150 000 рублей.

Автором проекта новой шведской церкви стал архитектор Карл Карлович Андерсон. Главный фасад здания теперь расположился на Малой Конюшенной улице. Его фасад выдержан в формах романского стиля, так как он более всего характерен для протестантских храмов. Шведская церковь стала вмещать до 1 200 прихожан. Её интерьер был украшен произведениями эстонского художника Иоганна Келера. В стокгольмской газете "Прежде и теперь" в 1871 году о храме писали так:

"Внутренность церкви, начиная от поистине великолепного вестибюля, выдержана в строгом византийском стиле. Он повсюду прост и чист, лишён всяких излишеств и вычурности, однако и не создаёт ощущения пустоты. Все деревянные части окрашены под дуб. Колонны по обе стороны широкого, выстланного коврами прохода, ведущего от входных дверей прямо к алтарю, отлиты из железа, но покрыты составом, удивительно напоминающим гранит. Запрестольный образ изображает Христа на кресте и плачущих у его ног женщин..." [Цит. по: 2, с. 64].

В 1886 году должность пастора шведской церкви святой Екатерины занял Герман Каянус. При его руководстве численность прихожан достигла 7 000 человек. При нём открылся "Старушечий дом", а затем под опеку церкви попал приют для мальчиков.

Спустя десять лет после освящения шведской церкви святой Екатерины Женское общество пожертвовало деньги на приобретение нового органа. В 1890 году был произведён ремонт без значительных изменений в интерьере. В ризнице установили памятные доски, которые напоминали о посещениях храма известными личностями. Здесь были отмечены визиты в шведскую церковь императора Александра II 3 декабря 1871 года, короля Швеции и Норвегии Оскара II в 1875 году.

Шведская церковь

В 1901 году по инициативе Германа Каянуса появилось благотворительное общество для помощи бедным членам прихода. Он руководил приходом до своей смерти в 1913 году.

Перед революцией шведский приход насчитывал около 5 000 человек [2, с. 64]. Он состоял не только из шведов, но и из финнов, немцев, эстонцев, датчан и норвежцев. Среди прихожан были художники Б. Патерсен и К. П. Мазер, ювелиры Эстедт и Болин, архитекторы К. К. Андерсон, семья Нобелей, Лидвали, К. Г. Маннергейм. Карл Густав Маннергейм здесь венчался с Анастасией Араповой в мае 1891 года. Шведскую церковь посещали шведские короли Густав III, Густав IV Адольф, Оскар II, Густав V. 19 апреля (2 мая) 1892 года здесь крестили известную финско-шведскую поэтессу Эдит Сёдерган. Осенью 1902 года она поступила в соседнюю женскую гимназию.

При шведской церкви работали школы для мальчиков и девочек, воскресная школа. В 1911 году при храме был создан певческий союз - при обучении здесь уделялось много внимания пению.

3 июня 1918 года здание шведской церкви вместе со всем имуществом было национализировано и передано так называемой "двадцатке". Так в первые годы советской власти называли органы управления церковными приходами, которые составлялись из прихожан и состояли из двадцати человек (количество могло быть и другим). При этом "двадцатка" должна была официально зарегистрироваться. Важную роль в этом периоде жизни храма сыграл мирянин, взявший на себя роль пастора, Юн (иван Иванович) Тунельд. В марте 1920 года он был избран в церковный совет прихода, а в июле - его секретарём. Он нанимал на собственные средства сторожей и дворников, добивался хоть какого-то финансирования прихода.

В марте 1936 года распоряжением Ленсовета шведская церковь была закрыта и передана в распоряжение Ленжилуправления для использования под культурные цели. 9 декабря здание было передано "Комитету по делам физкультуры и спорта... для организации в нём городского гимнастического и атлетического клуба" [2]. Здесь был открыт Дом физической культуры имени Героя Советского Союза В. Я. Мягкова. Кроме того, в бывшем храме работала спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по художественной гимнастике. В 1960 году объём здания разделило межэтажное перекрытие.

Богослужения в части шведской церкви святой Екатерины возобновились в 1991 году. Первое время шведскому приходу были отданы только несколько помещений, поэтому они соседствовали со спортивным клубом. Первое богослужение происходило в антураже спортивного зала, в котором баскетбольные щиты были завешаны простынями.

Окончательная передача здания Шведской церкви общине произошло в В 2002 году. При этом на паркете второго этажа продолжала сохраняться разметка баскетбольной площадки. К реставрации храма приступили спустя два года. Советом министерств северных стран церкви была подарена картина "Праздник середины лета", написанная в 1997 году Джанет Даглат и Петром Татарниковым. Здесь проходят богослужения на русском и шведском языках, работают библиотека, курсы шведского языка, воскресная школа. В Шведской церкви регулярно проходят концерты духовной и классической музыки, международные фестивали хорового искусства.

Источники

1 Кириков Б. М.: «Улица Большая Конюшенная». Издательство «Центрполиграф», 2003 - 191 стр.
2 Аксельрод В. И., Манькова А. А.: «Конюшенная площадь и Малая Конюшенная улица». Издательство «Центрполиграф», 2011 - 349 стр.
3 Жигало М. В., Тукиянен И. А.: «Самые известные храмы Санкт-Петербурга». Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 - 285 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"