Морские (Адмиралтейские) казармы

Канатный двор, 1760-1770-е гг.
Канатный двор, 1760-1770-е гг.

Морские (Адмиралтейские) казармы располагались в квартале, ограниченном Галерной улицей, Конногвардейским бульваром (на его месте с начала XVIII века протекал Адмиралтейский канал), Крюковым каналом и Замятиным переулком. В 1721-1723 годах здесь был построен Канатный двор. До его появления канаты изготавливали в Москве, а хранили в деревянном сарае, возведённом на гласисе Адмиралтейства в 1710-1711 годах. 30 июня 1720 года Петром I было указано: "прядильню в одно житьё делать позади двора светлейшего князя и уступить от того двора улицу" [Цит. по: 3, с. 90]. Так не только было определено место Канатного двора, но и утверждено направление Галерной улицы.

К постройке Канатного двора приступили 2 марта 1721 года. В 1723 году посетивший готовое предприятие камер-юнкер Берхгольц так описал его:

"Отсюда вице-адмирал повёл нас на канатные дворы (Keperbahn), находящиеся вне Адмиралтейства. Там выстроены рядом, в известном расстоянии один от другого три дома, из которых каждый тянется ровно на полверсты, имея 750 локтей в длину и 20 шириной. Из всех трёх, с одной стороны, проведены вкось галереи, соединяющиеся с другим, находящимся насупротив, мазанковым строением, где смолят якорные канаты и скатывают или плетут их, проводя через упомянутые галереи. Якорные канаты делаются здесь очень хорошо и охраняются от всякой мокроты крышами, устроенными над дворами. Возле третьего двора, кроме того, выстроено ещё 3 дома, которые все вместе равняются прежде названным, и в которых хранятся пенька и лён. В настоящее время на конце канатных дворов возводятся ещё несколько магазином. Всё это место окружено каналом и плетёным забором" [там же].

В 1775 году появился проект полной перестройки Канатного двора. Он реализован не был. Но после пожара в Адмиралтействе в 1783 году было решено перенести и верфь и Канатный двор в Кронштадт. Так как при этом многим чиновникам пришлось бы переехать из столицы, кроме составления проектов и многомиллионных смет дело дальше не пошло. Адмиралтейство осталось на своём месте, а вот Канатный двор указом от 23 октября 1786 года был упразднён. Для верфи оказалось выгоднее покупать канаты у частных производителей, а не изготавливать их за счёт казны.

Здания Канатного двора были переданы под хлебные склады. Но так как на переустройство строений под новые цели потребовался дорогостоящий ремонт, 6 июля 1794 года появилось объявление о продаже этой территории по частям в частные руки. Бывший Канатный двор был поделен на 24 участка, из которых к 5 марта 1795 года было продано только пять.

После смерти Екатерины II её сын новый император Павел I остановил продажу бывшего Канатного двора частным лицам. Но так как несколько участков, ближе к Петровской площади, уже были проданы, то решили продлить Замятин переулок до Адмиралтейского канала. Территорию от него до Петровской (Сенатской) площади оставили в продаже, а другую часть территории оставили в казне. На этом месте возникли деревянные двухэтажные казармы для нижних морских чинов и склады дров. Инициатором строительства Морских казарм стал адмирал Пущин, представивший соответствующий доклад 3 февраля 1797 года. В нём кроме прочего были такие доводы в пользу строительства:

Проект перестройки адмиралтейских казарм. Фасады
Проект перестройки адмиралтейских казарм. Фасады
"Если благоугодно будет Его Императорскому Величеству оное строение Высочайше пожаловать Адмиралтейству для помещения служителей, то как план всему тому, что должно исправить и перестроить, так и сметы сделаны и представлены будут вскоре, на что денег понадобится, без сомнения, немного, а выгоды будут великие, а именно: все вышесказанные неудобности по отношению служащих уничтожатся, на работы в Адмиралтейство и в Галерный дом ходить им будет близко, они могут работать всегда на два шабаша и, находясь в одном месте, будут всегда под хорошим присмотром и в надлежащей дисциплине, в летнее время после полуденной работы могут в оставшееся свободное время исправлять свои потребности вместо того, что ныне отягчаются излишнею хотьбою, а притом не только что во всякое время, когда бы они не понадобились, могут быть собираемы в самое короткое время на пользу службы, да возможно будет им тогда в узаконенные времена прочитывать законы с пользою, дабы неведением оных не отговаривались" [Цит. по: 3, с. 96].

Для новых нужд корпуса бывшего Канатного двора в конце 1790-х годов были перестроены архитектором Ф. И. Волковым. Сильно вытянутое двухэтажное здание Морских (Адмиралтейских) казарм располагалось со стороны Галерной улицы. Ближе к Адмиралтейскому каналу находились деревянные служебные постройки.

В 1804 году по проекту архитектора Камерона на незастроенной территории возвели 27 временных деревянных сараев "для поклажи дубовых лесов". Этим занималась рабочая команда купца Вавилина. В первой половине следующего года Вавилиным было построено ещё 13 таких же сараев. Тогда же Камерон производил ремонтные работы в казармах с заменой перекрытий, настилкой полов и установкой вместо русских голландских печей. Он же предлагал сломать старые деревянные кухни и построить вместо них новые каменные.

Реализовать свой замысел Камерон не успел, так как как раз в 1805 году на посту главного архитектора Адмиралтейства его сменил А. Д. Захаров. Последний прежде всего завершил начатое Камероном, а в 1806 году принялся за составление проекта новых Морских (Адмиралтейских) казарм.

С 1806 по 1808 год длинный двухэтажный корпус вдоль Галерной улицы был повышен в трёх местах. Новые помещения предназначались для квартирования офицеров. Наиболее значительную по величине центральную надстройку Захаров завершил аттиком, в котором поместилась художественно оформленная чугунная доска с надписью из 40 золочёных букв. Боковые надстройки завершались треугольными фронтонами, украшенными скульптурными композициями с морскими атрибутами и российским гербом работы Ф. Торичелли.

Надстраиваемые боковые части согласно проекта Захарова оборудовались въездными воротами, чугунную решётку которых изготавливал завод Берда. Внешний вид решёток представлял собой сплетённые морские канаты с включением в них якорей и трезубца Нептуна. Ворота были отлиты и поставлены на свои места к концу 1808 года. Но 2 декабря их повредили перевозчики дров, из-за чего у Берда были заказаны новые. Спустя 10 дней поломка была исправлена, но уже на следующий день, 13 декабря ворота вновь пострадали при перевозке дров. Пришлось снова обращаться к Берду. Благо, что его завод располагался неподалёку - на территории нынешнего Адмиралтейского завода. Окончательно чугунные ворота Морских казарм заняли своё место 12 января 1809 года. [2, с. 126]

Одновременно с перестройкой старых корпусов Захаров возводил новые. Для этого прежде всего разбирались деревянные сараи, чем занимался строивший их купец Вавилин. Часть сараев некоторое время продолжала существовать, так как они использовались в качестве временного жилья для строителей. Последние из них были разобраны летом 1809 года.

Проект новых корпусов Морских (Адмиралтейских) казарм Захаровым был представлен весной 1808 года. По его задумке вдоль Адмиралтейского канала велось строительство шести каменных кухонь с чуланами, двух прачечных с сушильнями, каменного склада. В центре этой композиции располагался двухэтажный отдельно стоящий склад. Стоявшие по его сторонам одноэтажные кухни и чередующиеся с ними двухэтажные прачечные воспринимались менее крупными объёмами. Они объединялись друг с другом одноэтажными переходами, а с центральным складом - стеной. Фасады всех этих построек по первому этажу были обработаны рустом, второй этаж остался гладким.

В сторону Крюкова канала был обращён двухэтажный корпус для квартир штаб- и обер-офицеров с незначительно повышенной средней частью. Он имел свой внутренний двор. Центр этого корпуса акцентировался восьмиколонным портиком, поддерживающим балкон.

Строительство новых служебный корпусов Морских (Адмиралтейских) казарм велось с лета 1808 до 1810 года. Некоторые работы здесь велись и в дальнейшем. К окончанию строительного сезона 1811 года ещё не были завершены "офицерский флигель с принадлежностями" и одна кухня.

Судьбу Морских казарм резко изменило появление первого в Санкт-Петербурге постоянного моста через Неву - Благовещенского. Рядом с ним образовалась одноимённая площадь, которую с Петровской площадью соединил Конногвардейский бульвар. Последний был сооружён путём заключения в трубу Адмиралтейского канала.

Нахождение на новом Конногвардейском бульваре Морских казарм посчитали неуместным. На 1 декабря 1847 года были назначены торги, дабы продать эту территорию частным лицам, которые построили бы здесь дома в модном тогда стиле "возрождения". Но инвесторов не нашлось. Историк П. Н. Столпянский пишет, что в 1864 году территория снова была выставлена на продажу, но и в этот раз сделка не состоялась [1, с. 97]. Эти сведения не согласуются с тем, что к тому времени территория уже была застроена. На месте старых Морских казарм, на новой Благовещенской площади и вдоль Конногвардейского бульвара, в 1853-1861 годах был построен дворец сына Николая I великого князя Николая Николаевича (Николаевский дворец).

Адрес:

Галерная ул., 22-24

Конногвардейский бул., 19-23

Труда пл., 4

Годы постройки:кон. 1790-х; 1806-1810
Архитекторы:Волков Ф. И.; Захаров А. Д.

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 89-161) 15.08.2014 г. 13:32
2) (Стр. 124-129) 15.08.2014 г. 14:04