Дом Руадзе (Большая Морская ул. 16)

Большая Морская ул. 16
Большая Морская ул. 16

Участок дома №16 по Большой Морской улице в начале XVIII века был занят зданием Мытного двора. После того, как он горел в 1736 и 1737 годах участок пустовал. В 1755-1767 годах его занимал временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. После разборки дворца здесь сохранялось каменное здание дворцового театра, выходившее углом на Кирпичный переулок.

В 1781 году участок выкупила полковница Елисавета Михайловна Попова. С 1782 года им стал владеть поручик Иван Иванович Рейнерсон, а далее - его потомки. Участок был застроен тремя каменными корпусами, театр был перестроен в двухэтажный жилой дом. Фамилия владельцев этой территории постепенно потеряла своё окончание. В 1806 году Ивана Ивановича, по всей видимости, уже не было в живых. Принадлежащий тогда его вдове участок был занят "складкой дров на продажу, оной двор огорожен деревянным забором, внутри участка два флигеля жилых каменных" [Цит. по: 1, с. 82].

Именно здесь в 1820 году была построена деревянная восьмиугольная ротонда, ставшая первой в Петербурге панорамой [2]. Ей владела госпожа Латур. Здесь экспонировалась панорама Парижа, которая была срисована с натуры во время пребывания русских войск во французской столице художником Штейнигером. Через несколько лет на месте ротонды появилось прямоугольное здание, построенное И. Лексом. На его первом этаже разместилось торговое помещение, на втором - диарама. Чертёж этого строения подписан архитектором А. Кавосом.

В конце 1820-х годов участком владел купец Бремер, в 1832 году - его жена, через ещё два года - чиновник 9-го класса Требори, потом его супруга Мария Ивановна.

В 1841 году на втором этаже корпуса со стороны Большой Морской улицы поселился детский кукольный театр. Вероятно это был первый в России детский театр. Представления шли на французском языке. Просуществовало это заведение здесь до 1848 года, когда здание было сломано из-за ветхости. В это время на углу Кирпичного переулка и Мойки находился балаган зверинца Заама. В зверинце давали представления, заключавшиеся в сведении в одной клетке хищников, например льва и медведя.

Реклама «Кафе де Пари»
Реклама «Кафе де Пари»

Следующей владелицей участка в 1850 году стала Мария Фёдоровна Руадзе - жена титулярного советника, смотрителя одного из Императорских театров. При новой владелице началось строительства нового здания, фасады которого стали выходить на Большую Морскую улицу, Кирпичный переулок и Мойку. С этим строительством вышел скандал, так как муж Марии Фёдоровны Григорий Иванович в то время служил экзекутором и казначеем в Медицинском департаменте, получал жалование 560 рублей в год. Соответственно возник вопрос, откуда он взял 70 000 рублей на строительство. Ничего противоправного в действиях Руадзе найти не удалось, однако его уволили с высочайшим повелением "никуда в службу не употреблять". Первоначальный проект здания разработал Андриан Робен. Однако он не устроил заказчика, был переработан Рудольфом Андреевичем Желязевичем. Именно по его проекту был построен угловой дом, выходящий на Большую Морскую улицу и Кирпичный переулок. Часть выходящая на Мойку была построена в 1856 году по проекту Николая Павловича Гребёнки.

В новом доме имелся большой зал, который сдавался для концертов и спектаклей. С 1859 года здесь проводил свои вечера Литературный фонд, созданный для помощи молодым литераторам. Его организаторами были Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, А. К. Толстой. 14 апреля 1860 года здесь состоялся показ "Ревизора" Гоголя, запрещённого к постановке на официальной сцене. В ролях были заняты Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов. В 1861 году в доме Руадзе было основано Русское купеческое общество для взаимного вспоможения. Для его членов были открыты читальня, лекционный зал. Общество устраивало балы и маскарады. Русское купеческое общество работало здесь до своего переезда на Владимирский проспект в 1875 году.

С 1863 года домом владел почётный гражданин Иван Алексеевич Кононов. В 1866 году после неудачного покушения на Александра II здесь была снята квартира для "спасителя царя" Осипа Ивановича Комиссарова, вовремя оттолкнувшего руку стрелявшего в императора. Дом Кононова стал первым, торговое помещение которого было освещено электрическими лампочками. Это новшество появилось здесь в 1875 году в магазине "Юлий Флоран", где продавали мужское и дамское бельё. Саму Большую Морскую улицу осветили электрическим светом несколько позже.

В 1882 году после отмены монополии Императорских театров в концертном зале дома Кононова начала свою работу первая в Санкт-Петербурге частная антреприза - "Русский театр Коровякова". Затем здесь работали различные другие театры. В 1890-х годах в доме №16 располагался магазин Карла Петера Фаберже - сына основателя знаменитой фирмы. Сюда он переехал из дома №11.

В последней четверти XIX века в доме №16 работал ресторан Бореля, известный тогда своими высокими ценами. Современники утверждали, что на потраченные в этом заведении деньги можно было кормить целую деревню. Самого Бореля давно не существовало, но его последователи хранили традиции основателя. В прислуге работали татары, простых голубей в ресторане называли "пижонами", а воробьёв "бекасами". Позже в этом помещении располагались "Парижское кафе" и "Парижский ресторан", более известные по фамилии своего владельца Кюба.

Очередными владелецами дома №16 стала семья Гартунг (Гартонг). Они владели зданием до революции. В 1910 году Николай Николаевич Гартонг перестроил часть здания со стороны Мойки, присоединил театральный зал к ресторану отеля "Регина". Это решение оказалось неудачным, так как актёрам было неудобно играть под шум ресторана. В 1914 году архитектор И. А. Фомин убрал зонтик-навес над подъездом, заменив его порталом с небольшими колоннами.

В начале XX века часть здания занимали меблированные комнаты. Их хозяйкой была сочувствовавшая большевикам О. А. Мухина. В ноябре 1905 года здесь жила Надежда Константиновна Крупская, в ноябре-декабре этого же года в комнатах Мухиной проходили заседания ЦК большевиков с участием В. И. Ленина. У Мухиной жил Фёдор Иванович Шаляпин. В этих комнатах он принимал писателя А. И. Куприна, рассказывал как он впервые пел в концерте. Куприн позже сочинил об этом рассказ "Гоголь-моголь". В 1915 году здесь работал автомобильный магазин "Победа".

15 июля 1918 года в концертном зале дома №16 (на месте ресторана "Кюба") открылся детский театр Петроградской трудовой коммуны. Позже этот зал был занят театром клуба моряков "Аврора", Домом политсовета Красной армии. Последний был открыт пьесой Горького "Враги".

С 1928 года по 1932 год здесь размещался радиоцентр Северо-Западного управления связи Наркомата почт и телеграфов. При радиоцентре открылся рабоче-крестьянский радиоуниверситет. В 1930-х годах комитет по радиовещанию стал перебираться отсюда в здание на Малой Садовой улице, здесь же оставался Ленинградский учебный комбинат связи. В его состав входили институт, техникум и курсы. Позже в доме на Большой Морской остался только Ленинградский электротехнический институт связи, получивший в 1940 году имя профессора М. А. Бонч-Бруевича. Именно здесь был спроектирован первый советский массовый телеприёмник - телевизор "КВН-49".

Адрес:

Большая Морская ул., 16

Кирпичный пер., 8

Мойки р. наб., 61

Годы постройки:1850; 1856
Архитекторы:Желязевич Р. А.; Гребёнка Н. П.
Ближайшие станции метро:Адмиралтейская

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 82-94) 22.06.2012 г. 23:27
2) 13.01.2014 г. 16:33