Крейсер «Аврора»

Адрес
Петроградская набережная
Открытие1900
Автор

У Петроградской набережной находится один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга - крейсер "Аврора".

Корабль был заложен на верфи "Новое адмиралтейство" 23 мая 1897 года. При его строительстве была использована сталь Александровского и Ижорского заводов, которая по своим механическим и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Корпус крейсера защитила бронь, способ изготовления которой разработал инженер И. К. Названов в 1890-х годах. Она обладала пластическими свойствами, предотвращающими её раскалывание при попадании снаряда. Для экономии веса вместо броневого пояса на "Авроре" применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи. Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме она должна была рикошетировать снаряды.

Корпус судна ниже ватерлинии был разделён на 14 непроницаемых отсеков, каждый из которых имел автономную систему водооткачки. Их суммарная мощность позволяла откачать воду из всего внутреннего объёма всего за один час. Энергетическая система "Авроры" состояла из трёх паровых машин тройного расширения мощностью 11 610 лошадиных сил, изготовленных на Франко-Русском заводе. Кроме них, Балтийским заводом были поставлены 24 водотрубных паровых котла угольного отопления.

На корабле была электрифицирована система освещения. При помощи электричества приводились в действие водоотливные турбины, вентиляторы корабельных помещений, котельные и машинные отделения. Новшеством стала система рефрижерации провизионной холодильной камеры. "Аврора" стала одним из первых кораблей, на которых установили беспроволочный телеграф. Кроме того, здесь имелась своя телефонная сеть.

Наряду с новшествами, крейсер "Аврора" имел некоторые уже устаревшие агрегаты. В их числе - носовой таран. Для предотвращения обрастания днища водорослями и моллюсками оно было обшито громоздкой деревянной обшивкой с облицовкой медными листами. Старым осталось якорное устройство. Пушки первоначально располагались казематным способом, то есть стреляли через открывающиеся бортовые порты. Из-за этого в ветреную погоду волны заплёскивали орудия и оптические прицелы.

Крейсер "Аврора" спустили на воду в апреле 1900 года.

Корабль был вооружён 75- и 152-миллиметровыми орудиями нового поколения, изготовленными на Обуховском заводе, одним надводным и двумя подводными минными аппаратами калибра 381 миллиметр.

Первый боевой опыт крейсер "Аврора" получил в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. Избежав гибели, он прорвался на Филиппинские острова и в 1906 году вернулся в Кронштадт.

Боковой вид крейсера «Аврора»

За свою жизнь корабль прошёл более 120 000 миль. Перед революцией крейсер "Аврора" находился в городе, но в октябре 1917 года Временное правительство приняло решение о его выводе из Петрограда. Однако на "Авроре" был избран судовой комитет во главе с большевиками, на мачте был поднят красный флаг и корабль остался в городе. В 21 час 45 минут 25 октября 1917 года из носового орудия крейсера "Авроры" прозвучал знаменитый залп, который послужил сигналом к штурму Зимнего дворца.

С 1918 года крейсер находился в резерве военно-морского флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. На корабле установили новые орудия и он вошёл в состав новой эскадры. Бортовые порты на батарейной палубе заделали. Количество установок главного 152-миллиметрового калибра было увеличено с восьми до 14. Их разместили на верхней палубе и прикрыли броневыми щитами. Вместе с ними на крейсере установили шесть зенитных 76-миллиметровых пушек. Была переоборудована и радиостанция. Новинкой для "Авроры" стали гидроакустические приборы для связи с подводными лодками.

В 1940 году "Аврора" швартовалась в Ораниенбауме, где и простояла в течение всей Отечественной войны. Орудия с корабля тогда были установлены на Дудергофских высотах, одно из них установили на броненосец "Балтиец".

17 ноября 1948 года крейсер "Аврора" поставили на "вечную стоянку" у причальной стенки Большой Невки. А в 1956 году на его борту открылся музей - филиал Центрального военно-морского музея.

К 70-летию Октябрьской революции крейсер "Аврора" было решено капитально отремонтировать. Соответствующий технический проект составлялся четыре года. При этом было изучено более 1 200 архивных дел, просмотрено 400 фотографий. Корпус исследовался методом ультразвуковой дефектоскопии. Оказалось, что к этому времени в критическом состоянии была вся подводная часть судна. Его днище было целиком заменено на новое. Вместе с тем, были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля.

При ремонте корабля были сохранено всё верхнепалубное оборудование: артиллерийские установки, рубки и мостики, прожектора, шлюпки, якоря и швартовые устройства, грузовые приспособления, мачты, рангоут и такелаж, дымовые трубы, световые люки, вентиляционные раструбы, системы погрузки угля, а также деревянный (тиковый) настил верхней палубы и полубака.

Внутренние объёмы крейсера были в значительной мере воссозданы.

В восстановлении символа города участвовали 26 ленинградских предприятий и 10 из других городов. Генеральным исполнителем работ стал судостроительный завод имени А. А. Жданова.

Источники

1 Буров В. Н.: «Возрождение легендарной «Авроры» // Ленинградская панорама. - 1987. - №5. - С. 8-10». Издательство «», - стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"