Нижне-Лебяжий мост

Нижне-Лебяжий мост
Нижне-Лебяжий мост

Первый деревянный мост через Лебяжью канавку у месте её слияния с рекой Мойкой появился в 1720-1733 годах. Он был построен по проекту инженера Германа ван Болеса, имел разводной пролёт. В 1760-х годах сюда была перенесена мостовая конструкция от места, где сейчас располагается каменная подпорная стенка Летнего сада. Переправа представляла из себя балочный мост на свайных основаниях, была обшита досками "под камень". В XVIII и начале XIX века она называлась 1-м Царицынским мостом, так как находится около Марсова поля, который в то время именовался Царицыным лугом.

В 1835 году при перепланировке района вокруг Михайловского (Инженерного) замка этот мост был перестроен в камне. Проект нового моста был составлен инженерами П. П. Базеном и А. Д. Гетманом. Строительные работы шли с декабря 1836 года и продолжались шесть месяцев [1, с. 50]. Длина сооружения составила 19,55 метров, ширина - 19,85 метров. Её свод сложили из кирпича, опоры - из бутовой кладки на свайных ростверках. Фасады и опоры облицевали гранитом.

Переправа получила новое название - Нижне-Лебяжий мост. Это связано с тем, что она расположена в нижнем течении Лебяжьей канавки. Одновременно с этим, встречались названия: Лебяжий мост, Нижний Лебяжий мост, Лебяжий деревянный мост (в отличие от каменного Лебяжьего моста в верхнем течении канавки).

Поспешность строительства сказалась на качестве мостовых конструкций. Сразу после снятия опалубки кирпичный свод моста дал трещину, заметно увеличивающуюся на протяжении следующих шести лет. К 1842 году она стала больше на 25 сантиметров, из-за чего раскрылись швы в основании моста. Их попытались закрыть медными клиньями, что оказалось безрезультатным. Через четыре года все клинья выпали из гнёзд, а кирпичный свод ещё больше осел, стал крошиться и по частям падать в воду при малейших сотрясениях.

Проект реконструкция Нижне-Лебяжьего моста был готов к марту 1847 года. Он был осуществлён, но через два года и в новом кирпичном своде были обнаружены дефекты. Кирпичная кладка вновь разрушалась и падала в канал.

К началу XX века состояние Нижне-Лебяжьего моста было признано неудовлетворительным. В 1924 году он был закрыт для движения.

Очередная реконструкция моста проводилась по проекту проекту инженеров Б. Ф. Васильева и А. Л. Саларева. Она была начала в апреле 1925 года. Кирпичный свод был заменён на железобетонный, боковые поверхности облицевали гранитными плитами. Тогда же были отреставрированы чугунные перила.

Годы постройки:1835-1836
Соединяет:набережная реки Мойки
Через:Лебяжья канавка

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 50‚51) 20.09.2012 г. 16:23
2) (Стр. 130-132) 30.01.2014 г. 15:30