Меншиковский дворец

Описание

Дворец первого петербургского генерал-губернатора Александра Даниловича Меншикова является единственным частным строением, сохранившимся с начала XVIII века до наших дней. Его строительство было начато в 1710 году, завершено к 1727 году. Над фасадами и интерьерами работали такие мастера как Джованни Марио Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель, Доменико Трезини, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Леблон.

Меншиковский дворец был не просто жилыми покоями князя, но и центром политической, культурной и светской жизни молодого Санкт-Петербурга. Здесь устраивались ассамблеи, велись переговоры с иностранными послами.

После ссылки Меншикова дворец был передан Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. Его помещения были значительно изменены, переделаны для нужд военного учебного заведения.

В 1956 году началась реставрация Меншиковского дворца. Первоначальный облик ему был возвращён только к 1981 году, после чего Государственный Эрмитаж открыл в нём экспозицию "Культура России первой трети XVIII века".

Залы Меншиковского дворца

Главным входом в Меншиковский дворец изначально служили Большие сени. Здесь хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже оказались в Летнем саду. Сейчас здесь можно увидеть скульптуру бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, найденной вероятно в Греции.

К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кардегардия. Здесь располагалась почётная охрана, ожидали приёма высокие военные гости и курьеры. С западной стороны к сеням примыкают Большие палаты, первоначально служившие для больших приёмов, пока не был окончательно достроен весь дворец. Этот зал украшен шпалерами итальянской работы XVII века, данцигские ореховые шкафы, итальянские кресла, амстердамские паникадило, стол покрытый иранским ковром.

Из Больших сеней в княжеские покои ведёт дубовая лестница. Центральная дверь ведёт в Ассамблейный (Большой) зал. Здесь проходили знаменитые ассамблеи Петра I, которые не могли проводиться в скромном дворце императора. В Большом зале отмечались военные победы и другие знаменательные даты.

Анфилада восточной (мужской) половины начинается конторкой, где находились дежурные секретари. Вторая комната - передняя, её занимали обер-секретари. Здесь писались деловые бумаги. Передняя украшена шкафом-бюро, изготовленным в Северной Италии из орехового дерева. На откидной доске для письма - медная чернильница, настольные английские часы, подписанное Меншиковым распоряжение.

Восточную анфиладу продолжают комнаты с израсцовой отделкой. Белая голландская плитка здесь покрывает стены и потолки четырёх комнат. Когда то так были облицованы одиннадцать помещений, в то время как в самой Голландии в домах оборудовались только израсцовые вставки или панели. Эти интерьеры уникальны, не имеют аналогов в Европе.

Центральное место восточной анфилады занимает прихожая (предспальня). Меншикову она служила одновременно приёмной, столовой и кабинетом. Здесь находятся напольные английские часы и овальный стол. Часы дошли до нашего времени в рабочем состоянии. Стол принадлежал Петру I. На стене - портрет Меншикова со всеми регалиями, один из немногих сохранившихся достоверных портретов князя.

В спальне находится дубовый шкаф. Пара карманных часов, выставленных здесь, являлись семейной реликвией и передавались в семье князя по мужской линии. О былых заслугах владельца дворца напоминают его медали.

Парадную анфиладу завершает "Ореховая", служившая парадным кабинетом для прима особо важных гостей. Здесь сидел в креслах и играл в шахматы Пётр I.

Ближайшие станции метро:Василеостровская
Адрес:Университетская наб., 15